Сон-Куль. Край горных перевалов

Соңкөл  — крупное высокогорное озеро, зажатое в котловине между внутренними отрогами Тянь-Шаня. Расположено между грядами Сонкёльтоо и Молдотоо, на высоте 3030 выше уровня моря северо-западнее Нарына (Кыргызстан). Является потенциальным объектом экологического туризма. Вокруг озера девственные пастбища и заповедная зона. Ближайший крупный населённый пункт — посёлок Чаек. Сонкёль происходит от киргизских слов «соно» (дикая утка), «көл» (озеро). То есть «озеро в котором обитают дикие утки». Общая площадь зеркала — 278 км², объём пресной воды — 2,4 км³, длина — 28 км, ширина — 18 км. Средняя глубина — 8,6 м, максимальная — около 14 м. Котловина озера имеет тектоническое происхождение. Берега озера — низкие, береговая линия слабо изрезана, заболочена, местами заросла тростником. Озеро питают мелкие ручьи и речки с ледниковым питанием, вытекает одна река Сонкёль — впадающая справа в реку Нарын. Ледостав (обледенение) на озере наблюдается с конца сентября до конца мая.

Спонтанная и сказочная поездка на Сон-Куль

После выдержки из википедии, хочу начать свой рассказ от первого лица о нашей чудесной поездке в Нарынскую область. Это самый крупный регион Кыргызстана и он полностью покрыт горными хребтами.

Поездку туда мы спланировали за один вечер. В век навигаторов и спутниковой связи можно не бояться спонтанных путешествий. Был известен пункт назначение — высокогорное озеро Сон-Куль, а маршрут нам построил «гугл мэпс».

Навигатор предложил нам путь через Боомское ущелье и Кочкорский район, а по времени — нас обрадовал длительностью маршрута чуть более четырех часов. Заманчиво! (В итоге этот маршрут занял 7 часов, но об этом далее).

Было запланировано добраться до конечной точки с небольшими остановками и заночевать, расположившись на берегу высокогорного озера. О звездном небе над Сон-Кулем слагают легенды и не воспользоваться шансом увидеть это чудо — непростительное упущение.

Боом

В середине августа 2020 года, в 8.00 утра мы двинулись из Бишкека. Нам очень повезло с солнечной погодой и мы могли сполна налюбоваться природными красотами. Путь наш лежал через первый перевал, соединяющий Чуйскую и Иссык-Кульскую области Кыргызской республики — это Боомский перевал.

Боомское ущелье находится в 112 км от Бишкека. На дне его бурлит одна из крупнейших рек Кыргызстана — река Чу, а наивысшая точка перевала находится на высоте около 1700 метров над уровнем моря. С этим ущельем знакомы абсолютно все туристы, посетившие когда-либо кыргызские земли — это основная магистраль ведущая к озеру Иссык-Куль.

Кубакы

Но нам туда не надо. Минуя Боом, мы сворачиваем направо, на трассу «Бишкек-Торугарт». Ландшафты тут же меняются, чувствуется и набор высоты. Горы более холмистые, а облака «лежат» прямо у дороги — это перевал Кубакы, он соединяет Иссык-Кульскую и Нарынскую области. Его высота над уровнем моря — 2350 метров, перевал затяжной, хотя и не кажется крутым, но единичные аварийные съезды у обочин заставляют насторожиться.

Орто-Токой

Настоящим подарком после двух часов пути, становятся ярко-салатовые луга на дне обмелевшего Орто-Токойского водохранилища. Сейчас, в августе, оно представляет собой зеленую поляну, где посередине протекает впадающая в него река Чу, а на недавнем фактическом дне, пасется скот. Я была здесь в феврале, когда водохранилище было наполненным до краев — масштабы объёмов воды захватывали дух. В весенний период его воды подступают к самой дороге. Чудо гидротехнического строительства — не иначе.

Далее наш путь лежит через Кочкор — административный центр Кочкорского района. Там советую вам пополнить запасы бензина, потому что дальше заправок наблюдаться не будет. С нами была 20-ти литровая канистра с дизелем на всякий случай, но не пригодилась. Так же вы можете заехать в центр Кочкорки и закупить нужного вам продовольствия — городок крупный. Но мы же, минуя город, уходим левее в к горам, ведь впереди нас ждет живописная дорога вдоль ущелья реки Жоон-Арык.

Толок

Пока нас везде радует асфальтированная трасса, но на выезде из ущелья нас ждет развилка, где виднеется указатель направо: «Сон-Куль 50 км». Трасса сменяется на грунтовку. Чувства сначала противоречивые, но потом понимаем, что грунтовка достаточно неплохая, ухоженная, неоднократно проходит грейдер. Дискомфорта ехать на внедорожнике никакого нет.

Наша дорога на подъем тянется несколько километров. Наконец, поворот и взгляду открывается завораживающая картина — вершины горных хребтов в гигантской панораме — перевал Толок. Он достаточно небольшой для нашего региона, приблизительно 2500 метров над у.м.

перевал Толок

Спускаемся с перевала и снова нас встречают своим великолепием зеленеющие луга. Для бишкекчан в августе это роскошь, обычно в Чуйской долине к этому времени вся трава пожелтела от жары. На предыдущем фото вы можете заметить за моей спиной зеленеющее пространство — вот это то, о чём я говорю.

Калмак-Ашуу

Поселки становятся совсем редкими явлениями, и напрягает постепенное исчезновение с горизонта линий электро-передач :)). Понимаешь, что движешься всё дальше от современной цивилизации. А дорога всё тянется, наслаждаемся цветением фиолетового великолепия вокруг (я так и не узнала, как называются эти цветущие заросли). Постепенно вдали начинает виднеться изрезанная серпантином гора. Неужели нам туда?

Если честно, я впервые была на таком крутом перевале, когда дорога, спиралью, обвивает одну единственную гору и резко ведет наверх. Теплится надежда, что нам не туда, но нет 🙂 — впереди перевал Калмак — Ашуу и именно он отделяет нас от заветного Сон-Куля.

Наверное водитель со стажем испытывает больше страха, чем пассажир авто? — именно так я оправдывала своё волнение. Я не представляла, как может машина туда забраться, да еще и по грунту? Тогда я еще не знала, что это будет не самый крутой перевал в нашем месте, а в рейтинге мы отдадим ему третье место😂…

у подножья Калмак-Ашуу

Решили перекусить у подножия перевала, пока адреналин не отбил у нас аппетит — и правильно сделали. Подьем может достаточно пощекотать нервы. Ведь мы поднимаемся на высоту 3447 м.н.у. Дорога очень узкая — две машины не разъедутся, кое где камнепады. В справочниках сказано, что это самый безопасный путь на Сон-Куль, но именно, как водитель, я бы так не сказала. Это был самый высокий перевал в нашем путешествии, и на его вершине открылся незабываемый вид на ледники, которые сияли всего в паре метров.

На карте видно, что заключительная дистанция пути проходит близ ледников.

Сон-Куль

Конечно же на спуске уже виднелась голубая полоска долгожданного озера. Просторы зеленых лугов и изредка белеющие юрты. Не покидало ощущение, что мы попали на другую планеты, в другую реальность. Долина Сон — Кёль — безлюдная зеленая пустыня. Возможно, так только в этом году, в связи с отсутствием туристов, но именно в этой пустынности и была основная прелесть.

Мы проехали около 30 км вдоль озера и всё больше понимали, что с ночлегом могут возникнуть проблемы. То малое количество юрт, которое мы находили, было уже занято малочисленными туристами. Местные объясняли, что в связи со всемирным карантином, на туристов рассчитывать не приходится и дополнительные юрты ни кто почти не ставил.

Чтобы вы понимали, долина Сон-Куль — это одно сплошное гигантское джайлоо (летнее пастбище — кырг.), там нет ни связи, не электричества. Животноводы пригоняют свои огромные стада на выпасы на весь летний сезон, живут в юртах, отапливаясь «буржуйками» — это их основной вид деятельности. Дополнительно они могут ставить юрты и сдавать их туристам, но когда туристов нет, то и юрты на эти труднодоступные горные вершины нет смысла везти.

Место для ночлега мы так себе и не нашли. В машине спать не рискнули — ночью температура опускается всего до двух градусов тепла. Высокогорье! Опростоволосились и с фотографированием — берег озера не везде доступен. В большинстве своем он болотист и на несколько метров от берега простираются заросли бугристого мха. Проездив в поисках жилья почти два часа, нам просто не хватало уже сил ехать на поиски еще и сухого доступного берега. Так что выды мы не потрогали, но и не жалеем — глаза наши были «сыты» великолепием высокогорья.

Нехитрым «методом тыка», спросив у навигатора. Было решено спускаться в сторону Нарына, найти ближайший населенный пункт с гостевым домом и там заночевать, потому что в пути мы были уже около 9 часов.

Молдо-Ашуу

Тут я вам хочу порекомендовать оффлан- навигатор, очень подробный, который нас спас даже там, где не было мобильной сети https://ru.maps.me/ , я не знаю, что бы мы без него делали. Он подсказал нам ближайший перевал, по которому мы могли бы спуститься. И вот тут случился прямо апогей красоты сегодняшнего приключения — перевал Молдо-Ашуу.

Серым выделен тот путь, по которому мы отправились к Нарыну.
Молдо-Ашуу

Разумеется, нас ждал спуск, и поэтому панорама этого перевала предстала перед нами в самом начале!

Молдо-Ашуу

Не верилось, что сейчас мы поедем вниз по всем этим извилистым тропкам. Хребты усеяны елями, красивейшие скалы — спасибо природе за такое создание!

Вот таким извилистым выглядел перевал на карте, а его панорама находилась на высоте 3350 метров. Однозначно самый красивый перевал! Нам несказанно повезло застать его в ясную погоду, ведь практически всегда он затянут облаками.

Хочется отдельно сказать, что дорога хоть и грунтовая, но достаточно широкая и ухоженная, там спокойно разъедутся две машины, и, если сравнивать с перевалом Калмак-Ашуу, этот бы я посчитала более безопасным. Мы спустились в красивенное ущелье, там уже встречались люди, отдыхающие семьями на реке. Значит вблизи населенный пункт.

Постепенно грунтовка сменилась асфальтом и ехать получалось намного быстрее. Как-то населенные пункты не внушали надежды найти там гостевой дом, а усталость брала своё. Посмотрев на навигатор, было решено ехать в город Нарын — до него оставалось 70 км. Связь уже ловила, а сайт booking.com подкидывал различные варианты размещения. Я оставлю ссылку на отель, в котором мы остановились в итоге. Если честно, сил искать что-то не было, взяла первый из предложенных: http://www.booking.com/Share-9x9WoY

Сама дорога к Нарыну поражала своей «марсианской» красотой — скалы, холмы. Город между скал с бурной рекой впридачу- великолепное зрелище. Эхо от грозы, прогремевшей ночью, я не забуду никогда. Особенно прекрасно было уезжать утром, ведь нас ждала новая дорога, совсем в другую сторону, а значит новые, севершенно иные ландшафты.

Долон

Путь наш лежал через красивейшее ущелье Кара-Ункур и знаменитый перевал Долон (3030м). Много слышала о суровости этого перевала, но когда ты пересекаешь его по асфальтированной дороге, проходит всё гораздо спокойнее. На обратном пути я ничего не снимала, так как прогнозировали дождь и грозу и мы торопились проехать все горные дороги в двухчасовое «сухое» временное окно.

После перевала Долон дорога снова бежит в ущель Жоон-Арык и мы опять оказываемся в Кочкорке. Ливень настигает нас только там, а мы впечатленные и счастливые торопимся домой в Бишкек.

Видео об этом путешествии:

Еще статьи о Кыргызстане: